Литераторы «в собственном соку»
Книги, изданные магнитогорцами в 2013 году / Фотография предоставлена библиотекой им. Люгарина

Книги, изданные магнитогорцами в 2013 году / Фотография предоставлена библиотекой им. Люгарина

Как живут магнитогорские писатели

В конце марта были названы имена лауреатов третьей Южно-Уральской литературной премии. Представителей Магнитогорска среди них не было — они не вошли даже в предварительный шорт-лист. На поэтическом и прозаическом фронте Магнитки затишье уже не первый год. Литераторы винят в этом смену поколений. Почему возник спад в городской литературе, разбирался корреспондент РП.

«Литературная яма»

Южно-Уральская премия была учреждена областным движением «За возрождение Урала» в 2012 году. В ней принимают участие полторы сотни претендентов. Лучшим губернатор вручает статуэтку и премии в размере от 20 до 40 тысяч рублей. В 2013 году каждый десятый из конкурсантов был магнитогорцем — заявки на премию подали 15 человек. В 2014-м — девять.

– В основном, это старшеклассники из литературной студии — они зарегистрированы в номинации «Талантливая молодежь», — рассказывает корреспонденту РП помощник руководителя аппарата движения «За возрождение Урала» Евгения Пилипюк. — И кроме них, еще несколько человек подавали заявки сами. Некоторые из них принимали участие и в первой, и во второй премии. Итоги подведены, они получат дипломы участников. И еще мы готовим литературный альманах, где печатаются материалы, произведения участников. Как только выйдет, он будет им отправлен.

Елена Холодова, руководитель литературной студии «Мечта», участники которой совместно отсылали свои работы в Челябинск, признала: в магнитогорской литературе есть проблемы.

– Особых надежд, что вдруг появится кто-то, кто сможет «выстрелить» на областном или всероссийском уровне, я не питаю. У каждого из наших авторов свои собственные неразрешимые проблемы. В городе литературная яма. Это видно по городскому детскому конкурсу — нет смены, а те, кто есть сейчас, в общем-то, уже практически показали, кто и что может.

Магнитогорск потерял «мэтров»

Между тем, литературная жизнь Магнитогорска идет без перерывов — печатаются книги, появляются новые имена. В 2013 году в свет вышли стихотворные сборники «Сказки синего Ника» Ивана Попова, «Воскресший» Вячеслава Абрамова, «Дороге нет начала» Валерия Кадошникова, «Тем, кто уходит в небо» Алексея Коваля, «В лучах любви» Ларисы Уточкиной, «Вечность — это слишком мало» Михаила Шаля. Выпущены они были за счет самих авторов в городских издательствах. Следить за очередными публикациями помогает сайт «Литмагнит», где у каждого автора из Магнитогорска есть свои страницы. Его создатель — поэт и программист Денис Коновальчик.

– Книги и сборники местных авторов выходят регулярно, — рассказывает Денис Коновальчик. — «Бумажные» версии, в основном, раздаются друзьям и знакомым и уходят в библиотеки, но иногда их можно увидеть и на прилавках местных книжных магазинов. А вот интернет-версии книг почитывают не только в Магнитогорске. Что касается резонанса, то он обычно весьма невелик. Но ведь сейчас мы живем в эпоху, когда и труды куда более серьезных литераторов не жалуются вниманием.

В городе действуют и литобъединения — кроме детской студии «Мечта», есть еще и лицейское лито Татьяны Таяновой. Для взрослых авторов-любителей — лито «Магнит» и клуб «Девять первых». Туда можно прийти, прочитать свои произведения, узнать мнение других литераторов.

Профессиональные авторы разделены на два писательских союза — 10 человек входят в региональное отделение Союза российских писателей, еще 13 являются членами Союза писателей России. Эта система сложилась в отечественной литературе с 1991 года: тогда на две организации распался бывший советский Союз писателей. Авторы выбирали себе лагерь в зависимости от своих идейных предпочтений: в Союз писателей России шли те, кто рассчитывал на поддержку от государства. Члены обеих организаций собираются несколько раз в год, чтобы обсудить возможность публикации в областных литературных журналах и издания своих книг.

С февраля 2011 по январь 2012 оба союза понесли потери. Из жизни ушли мэтры магнитогорской литературы: наиболее публикуемые и обсуждаемые авторы, руководители литклубов. Это писатель-фантаст, член Союза писателей России Алексей Атеев, член-корреспондент Академии литературы Александр Павлов и члены Союза российских писателей и редакторы трех книжных серий Юрий Ильясов и Николай Якшин. Ильясов, Якшин и Павлов вели три литобъединения. Их усилиями в газетах «Магнитогорский рабочий» и «Магнитогорский металл» регулярно выходили литературные полосы. После 2012 года все это начало сворачиваться. «МР» от литполос отказалась вовсе, а в «Металле» в рубрике «Литгостиная» теперь публикуют юбилейные очерки о советских писателях из Магнитогорска. Серия «Гармонии таинственная власть…» Юрия Ильясова, бесплатно издававшая сборники магнитогорских поэтов, продержалась всего год после его смерти. Последний том вышел в 2013 году. До этого, в 2008 году, умерла на 25-м томе серия «Литература Магнитки. Избранное». Ее редактором был Николай Якшин.

«Есть в городе обособленность»

– Возможность для литературного развития имеется, — говорит руководитель лицейского литобъединения, инициатор общегородских поэтических мероприятий Татьяна Таянова. — Есть литстудии и литобъединения, творческие встречи. Есть Балкон поэтов, Всемирный день поэзии — четвертый год он уже проводится в лицее при МаГУ. Бывают презентации, творческие встречи. Не думаю, правда, что они вызывают большой интерес в городе. Да и пресса неохотно подхватывает тематику местных книг. Я как критик пишу иногда, но при передаче статей в газеты всегда сомневаюсь, что опубликуют. В лицее вот затеяли проект «Самиздат» — без всяких номеров собираемся издавать книжки участников лицейской литстудии. С их собственными иллюстрациями. Там, конечно, немного страниц. Но это воодушевляет авторов. Кто такой поэт без книги?

Балкон поэтов и Всемирный день поэзии, организованные Татьяной Таяновой, проходят раз в год. Они дают возможность каждому подняться на сцену и прочитать свои произведения — обычно три-четыре стихотворения. Зрелые литераторы в них участвуют нечасто.

– У меня есть ощущение, что профессиональным литераторам достаточно жить в своем узком кругу, — вздыхает Таянова. — Давать почитать книжки друзьям и знакомым. Я пытаюсь устраивать что-то массовое. Профессиональные писатели — редкие гости. Наверное, или я плохо зову, или большой поток любительского чтения не устраивает, не знаю. Есть в городе обособленность — обособленность определенных групп. А почему? Потому что она всегда была. Редко кто — Цветаева, Лермонтов — может прожить без группировок и объединений вообще. Почва, питательная среда, сок или общий рассол, это важно и здорово. Как конкуренция, конфронтация и даже литборьба. Все это делает пространство литературы живым. Что бродит, потом может пьянить. Это здорово. Но почаще общаться, проводить какие-то совместные акции городской литсреде точно необходимо.

Поэтесса, член Союза российских писателей Наталья Карпичева считает, что в городе есть проблемы с литературной средой:

– Как мне слышится, сегодняшний литературный Магнитогорск не молчит, но и не слишком шумит. Пульс, в общем, прощупывается, но состояние пациента вызывает опасения. Формально вроде бы есть то ли два, то ли два с половиной городских лито. Концентрация для такого города, как Магнитогорск, достаточная. Устроены они вроде бы демократичнейшим образом. Но говорить о связях между литераторами было бы наивно. Независимые атлеты. Тут исторически сложившийся парадокс: профессиональные и публикуемые, например, члены обоих писательских союзов, относятся к подобным формам общения слишком несерьезно. Все прочие, напротив, слишком серьезно. Магнитогорской литературной школы сегодня как таковой нет. Магнитогорского литературного колорита — тоже. Говорить о так называемом «магнитогорском тексте» тоже не приходится. Вообще эпоха единодушия и единомыслия, кажется, прошла, а действующие игроки слишком по-разному сформированы временем, обществом, литературными предпочтениями. Такое ощущение, что смена поколений происходит каждые два-три года, а границы между поколениями имеют вид пропасти.

«Люди объединяются для плохого»

Кроме того, Карпичева отмечает, что магнитогорским писателям и поэтам не хватает устойчивых контактов с коллегами из других уральских городов: челябинцами и екатеринбуржцами.

– Есть города, люди и проекты, которые в частном порядке выходят на отдельных авторов из Магнитогорска, предлагают сотрудничество, взывают к участию. Так, например, есть «Антология современной уральской поэзии» и Виталий Кальпиди с большим коллективом единомышленников из Челябинска, Екатеринбурга, Перми и так далее. В его проектах в разные годы «засветилось» несколько магнитогорских авторов. Но это, по большому счету, одностороннее движение. Вообще всякого рода сотрудничанье и соподдержка в соседних литературных вселенных довольно сильны, в Магнитогорске же с подобными инициативами печальней и тише, если не считать некоторых молодежных вылазок в интернет-пространство, блещущих прежде всего инициативностью. Есть в городе две достаточно серьезных школы. Имею в виду литературные кружки Татьяны Таяновой и Елены Холодовой, где литературные дети встретят понимание и поддержку. Хотя эти кружки организационно и подведомственно привязаны к определенным учебным учреждениям, но рады там всем, и никого не прогонят. Остается только выбрать между харизмами и подходами педагогов — а они очень разные.

Ведущий «Литмагнита», автор книги «Песни от фонаря» Денис Коновальчик философски относится к разобщенности городских авторов и оторванности местной литературы от остального мира.

– Областные мэтры, насколько могу судить по публикациям в прессе, периодически наезжают в Магнитогорск, но дальше таких, в общем-то, формальных встреч дело не идет. Впрочем, еще неизвестно, что лучше — когда властям нет дела до литературы, как сейчас, или когда они настолько озабочены ею, что начинают активно вмешиваться в писательский процесс. А затишье на литературном фронте — вещь относительная. С одной стороны, издать собственную книгу сейчас на порядок легче, чем двадцать лет назад — были бы средства. С другой стороны, интерес к литературе сейчас невелик, и выход новой книги не становится сколько-нибудь значимым событием. Впрочем, так дела сейчас обстоят отнюдь не только в Магнитогорске. Что касается отсутствия связи между авторами, то кто-то из местных литераторов — кажется, Олег Щуров — сказал: «Люди никогда не объединяются для хорошего. Люди объединяются для плохого». При всей пессимистичности этой фразы приходится признать, что всероссийские писательские объединения исчерпали себя, погрязнув в финансовых распрях и политиканстве. На фоне этого оазисом кажутся небольшие клубы единомышленников, литобъединения. Хочется, чтобы их было больше. Но все-таки главный «союз писателей» — это союз с вдохновением и письменным столом.

«Вероятность распространения инфекции исключать нельзя» Далее в рубрике «Вероятность распространения инфекции исключать нельзя»Магнитогорцы растаскивают бывший туберкулезный диспансер по кирпичам Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»