Пятым будет
Фото: Ренарт Фасхутдинов

Фото: Ренарт Фасхутдинов

В городе снова появилась надежда на появление нового моста через Урал, непостроенного, но легендарного

В Магнитке после пятилетнего перерыва в очередной раз реанимировали идею создания пятого моста через Урал — многолетнего даже не долгостроя, а мечты всего города. В этот раз чиновники вновь обещают довести дело до конца и все-таки построить мост. Поперек великого свершения встают жители частных домов, расположенных в районе предполагаемого строительства.

Строительная утопия

Недавно мэрия Магнитогорска сообщила горожанам, что в ближайшее время может начаться реализация самого амбициозного архитектурного проекта последних двух десятилетий. Глава города Евгений Тефтелев на аппаратном совещании признал, что транспортная ситуация в последнее время далека от идеала и в качестве решения проблемы предложил все-таки построить легендарный пятый мост.

Сейчас берега Урала в нашем городе соединены в четырех местах — Южным, Центральным и Северным переходами, а также Казачьей переправой. Но еще в советское время поднимался вопрос о необходимости строительства пятого перехода — в южных, тогда еще малообжитых районах города. Магнитка устроена так, что большая часть активного населения проживает на правом берегу, а Магнитогорский металлургический комбинат и другие промышленные предприятия, обеспечивающие десятки тысяч рабочих мест, расположены на левом. В итоге узкими местами традиционно являются мосты — по ним в утренний и вечерний часы пик идет основной поток машин.

– По утрам ехать на Левый очень трудно, — рассказывает Тельман Нагимов, водитель 48-й маршрутки, регулярно проезжающий через Казачью переправу. — Как выезжаешь с Казачей на круг, так машины еле ползут, потому что все битком, пробки. По-моему, тут не то что пятый, а уже и шестой мост нужен. Я серьезно.

По мнению мэра, пятый мост мог бы значительно снизить напряжение между обеими частями города, пойти на пользу экономике Магнитки. Кроме того, уже несколько десятилетий Магнитогорск расширяет свои южные границы: именно в этих районах идет массовое жилищное строительство. Но чем дальше город забирается на юг, тем неудобней жителям новостроек добираться до мостов.

Все эти аргументы уже неоднократно звучали в стенах администрации. В 1990-е годы помехой было хроническое безденежье. В середине 2000-х о новом мосте заговорили уже как о деле решенном. В 2005 году началась подготовка проекта и сбор документации для строительства. За проектирование взялся санкт-петербургский Гипростроймост, известный работой над Большим Обуховским мостом — единственным неразводным мостом над Невой. К 2009 году проект был завершен и прошел экспертизу, а тендер на строительство выиграла компания «Курганстальмост». Мост предполагалось провести в самом удобном, с транспортной точки зрения, месте — там, где в сторону левого берега значительно выдается мыс Кирпичный. На западе новый переход должен был соединяться с улицей Коробова в районе трамвайного кольца. На востоке от него нужно было построить новую дорогу, которая бы пересекала шоссе Космонавтов и по улице Шота Руставели через Карадырский поселок выходила на Чкалова и проспект Пушкина — прямо в центральные кварталы левобережья.

Однако стройка так и не началась. Дело застопорилось на этапе выкупа участков у жильцов поселка, которые в штыки восприняли планы администрации переселить их из личных домов в квартиры на правом берегу. Предложенную им компенсацию они сочли недостаточной, а на большую сумму у города уже не было денег — грянул экономический кризис. В итоге пятый мост остался красивой, но неосуществленной строительной мечтой.

Не «если», а «когда»

Спустя пять лет ситуация с финансами изменилась. На пост и.о. губернатора области пришел экс-директор Магнитогорского металлургического комбината Владимир Дубровский, отлично знающий все потребности и возможности родного города. В этих условиях у Магнитки появился шанс на серьезную материальную поддержку — строительство моста требует около 10 млрд рублей. Такую крупную сумму может выделить только федеральный бюджет, но для этого область должна доказать, что проект для нее важен. В управлении архитектуры и градостроительства Магнитогорска уверены, что связка Дубровский — Тефтелев обязательно добьется нужного финансирования. Кстати, заработать на подряде теперь сможет не соседний Курган, а своя магнитогорская компания.

– Заниматься строительством пятого моста будем мы, — уверено говорит корреспонденту «Русской планеты» замдиректора «Магнитогорскинвестстрой» Александр Пидпалько. — Опираться будем на проект, разработанный в свое время петербургскими специалистами. Он нисколько не устарел, к тому же уже прошел экспертизу. Работа предстоит большая и не быстрая. Мост будет современным: с тремя полосами движения, трамвайной линией и пешеходной дорожкой. Срок, который у нас запланирован, — шесть лет. Прежде чем собственно приступить к строительству моста, нам нужно будет сделать подъездные пути от Калмыкова. Потом сам мост построим, а в конце нужно будет протягивать дорогу на проспект Пушкина.

Конечный этап строительства дороги на левом берегу вновь обещает стать камнем преткновения. Жители поселка Карадырский по-прежнему не хотят и слышать о переезде.

– Я все понимаю, мост нужен, ­— горячится домовладелец Альберт Еникаев. — Ну и пусть его выводят на шоссе Космонавтов. Или ладно, можно же дорогу проложить не через сам поселок, а по его окраине. Зачем людям рушить жизнь, которая у них уже налажена? Тридцать лет здесь живу, всегда было тихо, потому что тупик тут. Кому надо, тот приезжал сюда. А сейчас все разнесут, дома сломают, людей выселят. Хозяйство куда деть? То, что они в тот раз предлагали, просто издевательство — по метрам жилье было бы в полтора раза меньше, чем у меня сейчас. А на работу как? Я сейчас езжу — пятнадцать минут трачу. А оттуда буду полдня добираться. Конечно, я против. И не только я. На нашей улице вообще никого не знаю, кто бы хотел переселяться на таких условиях.

В администрации проблемы с жителями не видят и уверены, что дело будет доведено до конца в любом случае.

– Вопрос такой поднимался в свое время, но это все решаемо, — объясняет начальник управления архитектуры и градостроительства Владимир Васильев. — Вы слишком далеко вперед забегаете, сейчас эта тема даже на повестке не стоит. Будут сложности, будем решать, с каждым индивидуально. Я вас уверяю, просто так на улицу никого не выкинут, все претензии учтем.

Чиновник утверждает, что строительство нового моста неотвратимо. Если администрации не удастся начать стройку в ближайшее время, она все равно вернется к проекту не позже чем через пятилетку. «Поймите, это не вопрос “если”, это вопрос “когда”», — заключает Владимир Васильев. Жители Карадырского знают еще одно слово: «никогда». И на нем настаивают.

«Ты врываешься с автоматом, видишь ребенка, видишь женщину» Далее в рубрике «Ты врываешься с автоматом, видишь ребенка, видишь женщину»23-летний житель Магнитогорска рассказал «Русской планете», как он воюет на юго-востоке Украины на стороне ополченцев Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»