Маршрутки для своих
Фото: Замир Усманов / ТАСС

Фото: Замир Усманов / ТАСС

Когда мигранты перестанут работать водителями в Магнитогорске

Мигрантам, живущим на Южном Урале, запретят работать водителями маршруток и автобусов. Об этом объявил 11 марта на областном совещании с главами муниципалитетов руководитель Главного управления по труду и занятости Челябинской области Владислав Смирнов.

По его словам, с просьбой о такой реформе обращались к губернатору Борису Дубровскому мэры двух крупнейших городов региона — Челябинска и Магнитогорска. Апеллировали к большому числу ДТП с участием иностранцев и к тому, что нанимающие их владельцы-перевозчики часто используют серые схемы. Постановление уже принято и подписано исполняющим обязанности губернатора Евгением Рединым. В силу оно вступит через десять дней после опубликования в правительственной газете «Южноуральская панорама».

Таджики напишут письмо

Как раз накануне новостей о планах правительства перестать пускать мигрантов за руль маршруток в Магнитогорске произошла трагедия с участием водителя-иностранца. 10 марта на улице Вокзальной «Газель» сбила двух девушек, переходивших дорогу. Одну из них госпитализировали в травматологию, вторую пришлось срочно доставлять в отделение реанимации Центральной медсанчасти. ГИБДД сообщила, что пешеходы шли на разрешающий сигнал светофора. Но глава Фонда поддержки и развития культурных деловых связей граждан Таджикистана в Магнитогорске «Мадад» Бахтиёр Султонов говорит РП, что эта информация может быть неверной.

– Я общался с этим водителем, с его адвокатом, с его работодателем. Мне сообщили, что девушки перебегали дорогу на красный свет. Конечно, если человек виноват, он должен отвечать за это перед законом, перед Аллахом. Но все должно быть справедливо, надо расследовать все обстоятельства. А главное, нельзя из-за одного человека наказывать всех. У нас ведь как: если иностранец устроит ДТП, то винят сразу всех приезжих. Хотя в аварии попадают и россияне. Как только мне сообщили о том, что мигрант на маршрутке сбил девушек, я сразу понял: будет что-то жесткое по отношению ко всем, — добавляет Султонов.

Глава диаспоры считает, что новый закон больно ударит не только по мигрантам, но и по работодателям, а главное — по самим пассажирам.

– По нашим сведениям, иностранцы есть во всех компаниях-перевозчиках, за рулем маршруток их большинство. Предприниматели сами мне говорили, что предпочитают брать водителями приезжих, потому что они не пьют. Я не скажу, что все они святые и безгрешные, есть в каждой нации хорошие и плохие. Но факт есть факт. Пойдут ли на эту работу россияне? Не уверен. Депутат Челябинской городской думы Александр Вышегородцев публично говорил, что среди местных жителей желающих водить маршрутки мало, потому что это тяжелая работа. С утра водители встают в 6 часов, домой возвращаются спать в 10-11 вечера. Введут запрет, и кто будет возить магнитогорцев? У нас в прошлом году был случай: мигранты в один день не вышли на работу. Их постоянно останавливали сотрудники ДПС, и они устроили митинг возле прокуратуры. Так вот, после этого было столько жалоб от пассажиров: люди опаздывали на работу, не могли доехать куда-то по своим делам. А теперь все это снова повторится и уже не на один день.

Еще Султонов опасается, что если всех водителей-мигрантов уволят, то среди приезжих подскочит уровень преступности. Водитель маршрутки — одна из самых стабильных и надежных работ, на которую охотно идут таджикские мигранты. Потеряв это место, они пойдут в грузчики и строители, где высок риск столкнуться с нерадивым заказчиком и остаться без заработанных денег.

– Работу найдет не каждый, — заключает он. — У нас и так есть рост криминала, мне из полиции каждый день сообщают: тот украл цепочку, этот подрался. А теперь все будет еще хуже. И не надо думать, что приезжие просто начнут возвращаться домой. Мы сюда не от хорошей жизни едем, там у всех остаются семьи, дети. Я надеюсь, что когда те, кто наверху принял этот закон, увидят, с какими проблемами мы все столкнемся, то пойдут нам навстречу.

В ближайшее время магнитогорские таджики соберутся, чтобы обсудить новое областное постановление. Результатом может стать коллективное письмо с просьбой пересмотреть запретительные нормы.

Запрет не для всех

– Немного недопонимают журналисты ситуацию, — усмехается в интервью РП предприниматель Андрей Ефимов, у которого трудятся около сотни водителей магнитогорских маршруток. — Губернатор области не может отменить федеральное законодательство. Там четко прописано, что гражданин другого государства, у которого есть вид на жительство и патент, имеет право работать. Область может только регулировать квоту на будущее: поднять ее или снизить, исходя из каких-то соображений. Тех, кто сейчас работает, это не коснется. Кроме того, мы не должны забывать, что для граждан Казахстана, Армении, Белоруссии (а в скором времени то же самое будет для Киргизии) вообще не требуется каких-то особых документов, чтобы приезжать и здесь работать. У нас общее экономическое пространство. Так что если вдруг, опираясь на это постановление, начнут увольнять водителей, то каждый уволенный может смело подавать в суд.

Гендиректор юридической компании «Альянс», кандидат юридических наук Алексей Сеньков возражает: новый запрет не только абсолютно легален, но и может быть распространен на другие экономические сферы, помимо транспорта.

– Это постановление полностью законно и правомерно. Государство имеет право на протекционизм в отношении собственных граждан и не обязано обеспечивать любой работой граждан иностранных. Существует немало должностей и в нашей стране, и в других государствах, занимать которые могут только граждане, имеющие соответствующий паспорт. Так что о недобросовестной конкуренции здесь речь вести нельзя, — комментирует РП Сеньков. — Более того, я считаю такой подход оправданным, когда дело касается нашей безопасности, нашего здоровья. Мы же с вами прекрасно знаем, что творится на дорогах. Аналогичная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, куда массово приходят мигранты. После их деятельности мы теряем плодородные земли. Этот вопрос через какое-то время тоже будет поднят.

Как оказалось, правы оба эксперта: тех мигрантов, кто уже имеет разрешения на работу, запрет не коснется. Но рано или поздно иностранных граждан все равно перестанут пускать за руль.

– Не следует думать, что на следующий день после того, как постановление вступит в силу, по маршруткам пройдутся рейдом и уволят всех мигрантов. Этот процесс будет растянут во времени, все произойдет естественным образом,— говорит РП эксперт управления инженерного обеспечения, транспорта и связи администрации Магнитогорска Александр Долгополов. — В течение года утратят силу ранее выданные разрешения на работу. Те, кто их имеет, спокойно доработают положенный срок. А вот новых патентов мигрантам, которые к нам приедут, выдавать государство теперь не будет. Так что постепенно произойдет замена водителей.

Долгополов добавляет: на самом деле запрет коснется не такого большого количества мигрантов, как можно представить. Сейчас в Магнитогорске водителями маршрутных такси работают около 1400 человек. Приезжих — примерно половина. Но большинство из них, до 70 процентов, уже разными путями получили российское гражданство, чаще всего через фиктивные браки.

Конечная остановка Далее в рубрике Конечная остановкаМагнитогорск отказывается от автобусов в пользу трамваев Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»