«Мы готовились, как спортсмены к Олимпиаде»
Фото из архива хора

Фото из архива хора

Как Магнитогорский камерный хор завоевал золотую медаль на IX Всемирных хоровых играх

Камерный хор Магнитогорского концертного объединения победил на IX Всемирных хоровых играх в Сочи. Игры, которые негласно называют Олимпиадой для хористов, проводятся раз в два года, начиная с 2000-го, но до России они добрались в первый раз.

– Для каждой принимающей страны Всемирные хоровые игры становятся неиссякаемым источником живого непосредственного знакомства со своей собственной культурой и культурами других стран. На этом базируется наша основная философия, — поясняет «Русской планете» идею этих соревнований главный художественный руководитель Всемирных хоровых игр, профессор Ральф Айзенбайс.

Магнитогорский камерный хор мечтал попасть на эти состязания еще с 2012 года. Коллектив тогда отлично выступил в Санкт-Петербурге на VIII Международном конкурсе хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Поющий мир» им. Юрия Фалика. Гости из Магнитогорска в одной из категорий взяли I место, в другой — «серебро». После конкурса состоялся круглый стол, где участникам показали презентацию будущих Всемирных хоровых игр. И руководитель хора Надежда Артемьева загорелась.

– До последнего момента мы не знали, сможем ли поехать, так как финансово непросто в нынешнее время организовать поездку коллективу из 30 человек. Но были приложены все усилия, и все состоялось! — рассказывает корреспонденту РП Марина Маслюк, дирижер-хормейстер Камерного хора Магнитогорского концертного объединения.

Голос должен работать

Репертуар магнитогорцы подобрали заранее. Во-первых, произведения были рассчитаны на совместное исполнение мужскими и женскими голосами, так как этот хор — смешанный. Во-вторых, учитывались требования организаторов Игр: каждый коллектив должен представить одну классическую композицию на своем родном языке, одну иностранную, к ним добавить песню любого современного автора и закончить список произведением на свой вкус.

Уральцы решили открыть свою программу фрагментом «Благослови, душе моя, Господа» из Литургии св. Иоанна Златоуста, написанной как раз для смешанного хора в 1913 году русским композитором Константином Шведовым. В поисках иностранного произведения взяли шансон для четырех голосов «Je l`aime bien et l'aimerai» великого бельгийского полифониста XVII века Орландо Лассо. Современность представляли два фрагмента («Сон» и «Мадригал») из концерта Сергея Екимова для смешанного хора a cappella на стихи Анны Ахматовой «Последнее посвящение». И на десерт — одна из самых известных русских народных песен «Ах вы, сени, мои сени».

Пока руководство хора и администрация города искали спонсоров, коллектив проводил ежедневные репетиции.

– Это не для красного словца сказано, это на самом деле так и есть, — говорит пресс-секретарь Магнитогорского концертного объединения Марина Кузина. — Репетиции шли каждый день, и отношение к ним было очень строгое. Если надо, то и в воскресенье выходили! Люди знали, что раз они поедут участвовать в этом конкурсе, то уровень должен быть соответствующий. А это значит работа, работа, еще раз работа. Причем, помимо репетиций, у них были еще и концерты. Вот как спортсмен, готовясь к Олимпиаде, участвует в соревнованиях, занимается в тренажерном зале, так и у них — голос должен работать, звучать, быть в форме.

Репетиционный марафон завершился только в начале июля, накануне отъезда в Сочи.

«Зазвучало по-особенному»

Камерный хор из Магнитки 15 июля вышел на сцену сочинского Зала органной и камерной музыки им. А.Ф. Дебольской. Кроме магнитогорцев, на «золото» в их номинации претендовали еще шесть коллективов из России, а также соперники из Швеции и Армении.

– В день выступления нам пришлось потрудиться, чтобы найти место для репетиции. Хоть нам и предоставили 10 минут акустической репетиции в Органном зале, этого было недостаточно. И так сложились обстоятельства, что мы не смогли послушать наших конкурентов, тех, кто исполнял конкурсную программу до нас. Но, наверное, это было и хорошо! Конечно, ощущалось волнение, но наше единство духа и сосредоточенность помогли переплавить все переживания в нужную эмоцию, — говорит Марина Маслюк.

Исполнительское мастерство смешанных камерных хоров оценивали семь экспертов: россиянка Елена Кутузова, кубинка Мария Фелисия Перез, эстонка Аарне Салувеер, таец Киттипорн Тантрарунгродж, бельгиец Жан-Пьер ван Авермат, малазиец Чи Гоэ Мак и бенинец Феликс Насси.

– Существует четыре критерия, по которым выставляются баллы: интонирование, звучание хора (хоровой звук), точное следование хоровой партитуре и художественное воплощение. В каждой из номинаций жюри имеет право выставить максимально от 2 по 10 баллов. Самая низкая и самая высокая оценка вычеркиваются, и сумма баллов складывается из пяти оставшихся. Эта сумма и является конечным результатом, — объясняет Ральф Айзенбайс.

По его словам, при оценке номинации «Смешанные камерные хоры» огромное значение уделяется высококачественному выбору произведений, безупречному звучанию хора (хоровому звуку) и умению владеть стилистически различными произведениями из разных регионов мира и различных временных эпох.

Ехали домой и пели для пассажиров

У Марины Маслюк свой взгляд на то, какие именно качества принесли им победу:

– У нашего коллектива есть уникальная особенность. Выходя на серьезные выступления, концерты, мы становимся единым, монолитным, чутким инструментом, где каждый хорист внимает жесту и взгляду дирижера с особой остротой. И звучание в момент исполнения становится совершенно завораживающим. Энергетика произведений захватывает, артистизм исполнения зашкаливает, и ты понимаешь, что творишь вместе со всеми чудо!

Награду победителям вручал главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы имени Юрловой и профессор академии имени Гнесиных Геннадий Дмитряк. Для Камерного хора из Магнитки это стало приятным сюрпризом. Дело в том, что музыкальное образование Геннадий Дмитряк получил когда-то именно в Магнитогорске, окончив местное училище.

Пресс-секретарь Магнитогорского концертного объединения Марина Кузина, рассказывая об успехе южноуральских хористов, делает особенный акцент на этом эпизоде:

– Можно сказать, что это такой знак. Геннадий Дмитряк передал эстафету известности нашему коллективу.

Домой победители добирались поездом. Заряда от сочинского триумфа хватило на то, чтобы по пути, во время долгих остановок, еще и устраивать флешмобы.

– На больших станциях мы собирали восторженную толпу пассажиров, исполняя самые разные произведения из репертуара нашего коллектива. И было так здорово наблюдать счастливые лица людей, их восхищенные взгляды, и радоваться мысли, что хоровое пение — это необыкновенная сила, которая объединяет всех нас! — вспоминает Марина Маслюк.

Читайте в рубрике «Общество» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»