Новости – Общество
Общество
«Детей учат уважению к рабочим»
Фото: Владимир Бартков / «Русская планета»
В Магнитогорске профориентация начинается с детского сада и школы
9 октября, 2015 18:16
9 мин
В Челябинской области как традиционно индустриальном регионе сформировался образовательный перекос в сторону гуманитарных дисциплин. На рынке труда дефицит квалифицированных рабочих кадров, а молодежь по-прежнему массово учится на юристов и экономистов.
Образовательная программа «ТЕМП», созданная методистами Челябинской области, призвана систематизировать всю работу с учащимися таким образом, чтобы престиж рабочих профессий в среде молодежи вырос. Аббревиатура расшифровывается как Технологии, Естествознание и Математика — Приоритеты образования. Образовательная программа является продолжением тех идей, которые были представлены губернатором Челябинской области Борисом Дубровским в «Стратегии развития Челябинской области до 2020 года».
Магнитогорск живо откликнулся на инициативы областных властей, адаптировав ТЕМП под свою специфику.
– В «Стратегии развития» сказано: нам нужны рабочие и инженерные кадры, и мы должны обеспечить качественную подготовку таких специалистов, — объясняет суть новой образовательной программы главный специалист управления образования Магнитогорска Наталья Зубкова. — Для этого мало просто рассказывать учащимся о профессиях, скажем, металлурга или слесаря. Нужен комплексный подход, когда дети с раннего возраста помещаются в информационную среду уважения к простым рабочим. До детей нужно донести мысль: выбрав путь рабочего, они будут успешны. При этом нужно это сделать корректно, не унижая достоинства представителей других сфер деятельности.
На сегодняшний день, всю работу в рамках программы ТЕМП в Магнитогорске можно разделить на несколько взаимодополняющих направлений. «Русская планета» выяснила, как они работают, а также выявила их плюсы и минусы.
В Магнитогорске почти все старшеклассники уже распределены по профильным классам. Создаются группы и классы с углубленным изучением математики, физики, химии, биологии, информатики и технологии в среднем и младшем звене.
Параллельно проводятся тематические родительские собрания, ярмарки вакансий, встречи с выпускниками, экскурсии учащихся в цеха ОАО «ММК», дни открытых дверей в техническом университете — словом, делается все, чтобы дети и их родители при выборе направления обучения сделали ставку на естественнонаучные дисциплины. Магнитогорским ноу-хау можно считать подпрограмму «Профессорский час», когда в школы регулярно приходят представители всех факультетов МГТУ им. Носова и рассказывают детям о том, чем они занимаются. Еще одной оригинальной формой профориентационной работы стали онлайн презентации вузов других городов России, особенно московского МГУ и Новосибирского госуниверситета, куда охотно поступают магнитогорские школьники.
Школьников стараются вовлечь в информационную работу и во внеурочное время. Это удается благодаря всевозможным предметным конкурсам и олимпиадам.
– Ребята увлекаются теми предметами, в которых они чувствуют себя сильными, — замечает Наталья Зубкова. — Наша задача дать им возможность проявить себя.
В городе работает несколько уникальных образовательных организаций, решающих именно эту задачу. Например, Школа олимпийского резерва — объединение сильнейших секций и кружков по естественнонаучным и техническим предметам. Наличие такого Центра позволяет заниматься с одаренными детьми на уровне, отличном от школьного. Результат — победы магнитогорских ребят на соревнованиях федерального и мирового масштаба. Например, недавний победитель международной олимпиады по физике Кирилл Воронин — выпускник магнитогорской Школы олимпрезерва.
Не менее интересной оказалась идея профильных загородных смен на базе детских баз отдыха. Юные магнитогорские дарования летом не только гоняют мяч на свежем воздухе. Они в игровой форме продолжают изучать любимые предметы, чередуя умственный труд и активный физический отдых.
– Мы исходим из того, что таланты детей нужно развивать постоянно, вне зависимости от того, каникулы у них или нет. Меняются лишь формы работы. В дальнейшем это поможет им успешно сдать ЕГЭ и поступить в вузы. Кроме того, победители олимпиад, включенных в перечень, утвержденный Советом ректоров вузов России, получают определенные преференции при поступлении. В частности, победа в такой олимпиаде приравнивается к ста баллам по профильному предмету на ЕГЭ. В свою очередь, это обстоятельство тоже влияет на выбор дальнейшего пути школьника, — резюмирует спикер.
Официально ТЕМП пока не затрагивает уровень дошкольной подготовки. На данном этапе в Магнитогорске только разрабатываются программы для дошкольных учреждений по ознакомлению воспитанников с востребованными профессиями. Однако, детские сады — часть образовательной системы и игнорировать новую образовательную концепцию воспитатели в детских садах не могут.
– Наша главная задача — воспитать гармонично развитую личность. Задачи воспитать инженеров или металлургов перед нами не ставиться. Но все-таки знакомить детей с существующими профессиями мы обязаны. Более того, мы делали это и раньше, просто ТЕМП очертил потребности региона, и мы это учитываем, — отметила старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 139» Елена Кирий.
Игра в металлургов. Фото: Владимир Бартков / «Русская планета»
Игра в металлургов. Фото: Владимир Бартков / «Русская планета»
О том, как именно формируется мировоззрение детей, можно судить по конкретным примерам. В детском саду работает импровизированная фотостудия, игрушечный «Металлургический комбинат», детский издательский отдел.
На территории учреждения даже действует собственная валюта «семицветик», за которую дети могут «продать» свои поделки. Разумеется, все это ненастоящее, но навык ребенок получает реальный. Например, фотографии, сделанные детьми, собираются в специальный альбом, и любой желающий может оценить уровень мастерства юных фотографов. Книги, придуманные и оформленные ребятами, тоже стоят на стенде, называемым «библиотекой». Кстати, здесь ведется строгий учет «книг»: действует система читательских билетов, разработаны формуляры для учета выданных экземпляров. Само собой, есть и свои «библиотекари».
– Ребенку невозможно просто прочитать курс лекций о том, какие есть профессии. Он все познает из контекста и важно правильно организовать игровую среду. К примеру, доктор дает ребенку витаминку, и это удачный момент, чтобы рассказать о профессии врача. Мы играем с ними в ателье, и дети пробуют себя в роли дизайнеров, закройщиков, моделей, директоров. Кстати, профессию репортера наши подопечные тоже знают, — замечает Елена Кирий. — Мы даже выходили с ними на улицу и делали предновогодний опрос прохожих.
В столь юном возрасте, отмечают воспитатели, дети еще не знают, кем хотят быть. Но это не означает, что они не думают об этом. Опросы показывают: на первом месте стоит подражание родителям (хочу быть металлургом, как папа), на втором уровень лояльности родителей к тем или иным людям (хочу шить одежду, как Юдашкин, потому что он нравится маме), на третьем — стремление получить уважение социума (хотят быть космонавтами).
Пока говорить о том, приносит ли ТЕМП ожидаемый результат или нет, не приходится: программа молодая, запущена только в этом году и в Магнитогорске ее работу только отлаживают. Однако психологи уже сейчас видят в ней больше плюсов, чем минусов.
– В школах и раньше велась профориентационная работа. Это то, чем в том числе занимаюсь профессионально я, — говорит школьный психолог Алина Чинючина. — Но ни для кого не секрет, что не везде необходимые мероприятия проводятся должным образом. Да и не в каждой школе есть для этого подходящие условия. Хорошо, что данной проблеме вообще уделено столь пристальное внимание. Особенно — информационной ее составляющей. Сколько раз я сталкивалась с тем, что старшеклассники накануне выпуска на вопрос кем они хотят стать, растерянно отвечают: «Начальником». Если детей будут знакомить с профессиями, начиная с малолетства, то в старшем звене штатный психолог сможет преобразовать эти знания в осознанный выбор взрослого человека. Другое дело, что система может так и не начать работать в полную силу из-за множества попутных причин: перегруженность детей, отвлекающее влияние масс-медиа. А насчет того, что мы можем ограничить их в выборе, навязав удобные государству стандарты, можно слишком не переживать. Все равно технический склад ума присутствует не у всех, и выбор остается за ними. Зато школьники хотя бы будут знать, из чего выбирать.
– Когда я еще работала в детском доме, то столкнулась с такой проблемой: дети знают профессии повара, воспитателя и учителей и все! — солидарна с коллегой психолог и бизнес-тренер Гульнара Гильметдинова. — Специальности узкого профиля они либо совсем не знают, либо знают, но абстрактно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости