Новости – Общество
Общество
«Этих детей нет в соцсетях»
Фото: Ирина Бузунова.
Как в Магнитогорске живут школьники, для которых родители выбрали семейное образование
20 февраля, 2016 18:14
7 мин
В Магнитогорске набирает популярность семейное образование. Уже 35 школьников покинули учебные заведения и занимаются дома — самостоятельно, с репетитором или в группе с педагогом-предметником, услуги которого совместно оплачивают несколько семей. «Русская планета» выяснила, кто сегодня выбирает семейное образование, почему и каких усилий стоит родителям и детям новая форма обучения.
В действующем законе об образовании прописана семейная форма получения знаний. Этот термин пришел на замену устаревшему «экстернату». И дело тут не только в названии, но и в принципе работы.
– Под семейным образованием понимается такой подход, когда родители берут всю полноту ответственности за интеллектуальное развитие ребенка на себя, — рассказывает ведущий специалист Отдела организации общего образования Магнитогорска Лариса Тихонова. — При этом школа от процесса не отстраняется: дети, учащиеся в такой форме, обязаны проходить промежуточную аттестацию по всем предметам, а также наравне с другими выпускниками сдавать ЕГЭ. Им выдают такие же аттестаты, как и другим. Еще одна тонкость: ученики и их родители вправе выбрать любую школу для прохождения промежуточной аттестации, независимо от места проживания. Экстернат же разрешал учащимся «прыгать» через классы, но при этом существовала жесткая привязка к месту прописки.
Перевести ребенка на семейную форму образования просто. Достаточно обратиться в городское управление образования с уведомлением, либо написать заявление о переходе на новую форму обучения, если ребенок уже успел поучиться в школе.
В Магнитогорске сейчас практикуются три модели семейного образования: полностью автономное, когда ученик при помощи родителей самостоятельно осваивает всю школьную программу, частично-автономное, когда в помощь школьнику родители нанимают репетитора, и третий, компромиссный вариант, когда родители вскладчину нанимают педагогов-предметников, формируя небольшие классы.
Сторонники семейного образования рассуждают о развитии творческого мышления, о стимулировании интереса к знаниям и индивидуальном подходе, который в условиях массового обучения невозможен.
– Мне часто приходится аттестовывать детей, которые учатся дома. Все, кто у меня были — очень трудолюбивые и вдумчивые ребята, — замечает учитель русского языка и литературы школы № 8 Наталья Тихонова. — У них всегда есть вопросы, причем, довольно глубокие. Они очень старательные. Например, есть у меня ученик Коля Жигалов, сейчас он самостоятельно проходит программу девятого класса. Уникальный мальчик! Может прийти ко мне, и час наизусть рассказывать стихи, которые мы с ребятами в школе учим полгода. Коля всерьез занимается музыкой, часто выступает и ему некогда бывать в школе. Есть еще девочка из очень религиозной семьи. Суббота для них — нерабочий день, и поэтому они сделали выбор в пользу семейной формы обучения. Есть мальчик из Казахстана. Он хочет получить образование на русском языке и в России поступить в вуз. Поэтому он изучает все самостоятельно, и регулярно прилетает с родителями ко мне на консультации. По опыту могу сказать, что такое обучение — не для всех. От ребенка требуется большая самоорганизованность, не у всех в столь раннем возрасте формируется эта черта. К тому же, даже самым одаренным и усидчивым ребятам все равно иногда нужен совет учителя, поскольку учебники и методические пособия всего учесть не могут. Еще заметила такую особенность — этих детей нет в соцсетях. Им некогда.
Фото: Ирина Бузунова.
– Сначала нам было страшно, — вспоминает первооткрыватель семейного образования в Магнитогорске, мать троих детей Наталья Колкатаева. — Мы с мужем много думали, прежде чем принять такое решение. Сразу скажу, гораздо легче отдать ребенка в школу, потому что в таком случае ответственность за его развитие лежит на педагогах. В нашем же случае мы взяли ответственность на себя. Требуется масса усилий и времени, чтобы все организовать так, как нужно. Сейчас наши дочери учатся вместе с такими ребятами, как они, в одном классе. Мы вместе с родителями-единомышленниками наняли учителя для своих детей. Класс получился намного меньше обычного, поэтому подход индивидуальный. Кроме того, мы сами много занимаемся с дочками дома. Это приносит свои плоды: у девочек хорошая успеваемость. Старшая дочь, успевшая побывать и в обычной школе, стала намного спокойнее и рассудительнее. Конечно, я сторонница семейного образования, однако стоит признать простую вещь: оно не для каждого. Если вы не готовы по первому требованию ребенка отложить свои дела — лучше не рисковать.
Противники домашнего обучения говорят о недостаточной социализации детей. Опасаются, что у родителей может не хватить опыта и сил для качественного и всестороннего развития ребенка вне школы.
– Семейное образование как методика хороша, неудивительно, что она набирает популярность, — отмечает школьный психолог Алина Чинючина. — Особенно эффективно она работает с неординарными детьми, которые с ранних лет обнаруживают в себе талант к чему-либо. Отсутствие довлеющей над ними системы благотворно сказывается на творческом потенциале и позволяет избежать ненужных конфликтов. Но всяким орудием надо правильно пользоваться.
Главная задача — мотивировать ребенка на учебу. Он должен отчетливо понимать, для чего учится, и каких результатов хочет достичь. В противном случае ничего хорошего не получится. Важно дать ученику навык адекватной самооценки, потому что дома ему, скорее всего, никто не будет ставить баллы за выполненные упражнения. Сколько бы ни ругали школьную систему оценок, она нужна для того, чтобы дети видели промежуточные результаты своей работы. Поэтому стоит с ребенком делать проверочные работы, выявляя вероятные пробелы и помогая ему устранить их.
Обязательно нужно помнить, что знаний из школьной программы недостаточно для полноценной жизни. От правил дорожного движения до умения давать сдачи — всему этому нужно и можно учить, и в случае с семейным образованием эта миссия полностью ложится на плечи родителей.
«Русская планета» собрала мнения учеников о семейном образовании.
Коля Жигалов, 9 класс:
– За меня решение приняли родители, и я им за это сейчас благодарен. Иначе я бы не смог так плотно заниматься любимым делом — музыкой. Трудно конечно бывает, когда нужно себя заставить и сделать. Сверстники иногда думают, что я филоню, а я все учу сам. Сейчас труднее всего дается биология, раньше были проблемы с английским. Здесь два момента: нужно преодолевать лень и научиться выделять главное. Пока справляюсь.
Алена Жигалова, 5 класс:
– Сейчас в учебе мне помогает брат. Я сама настояла на домашнем обучении, глядя на него. По себе заметила, что утром материал запоминается чуть легче. Тоже увлекаюсь музыкой — играю на гитаре, посещаю изостудию. У домашнего обучения много плюсов и главный в том, что ты сам составляешь свой график.
Дарья Косенко, 4 класс:
– Раньше я училась в обычной школе, а теперь в семейной. Сначала я немного скучала по одноклассникам, но потом привыкла. Мне нравится, что дома и на занятиях в группе мне все подробно объясняют. Я и рисовать успеваю, и учиться.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости