Новости – Общество
Общество
«Жить надо так, будто завтра тебя не станет»
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Молодой режиссер из Магнитогорска о том, почему российское документальное кино снимается даже в ущерб бюджету
15 апреля, 2016 19:34
6 мин
На международном фестивале спортивного кино «Красногорский» лучшим в номинации «Сильные духом» стал документальный фильм «Сергей Александров» магнитогорского режиссера. Картина Евгения Иванникова, который уже несколько лет живет в Санкт-Петербурге, посвящена единственному в России паралимпийцу-горнолыжнику, который занимается спортом без обеих ног. Режиссер рассказал «Русской планете», чему учат его фильмы, и почему документальное кино не востребовано в России.
– Евгений, вы преподаете в колледже русский язык, литературу и историю. Режиссура — это хобби?
– У нас есть такая система, из-за которой режиссеры не могут получать госфинансирование. Если и дают деньги, то узкому кругу лиц, кинокомпаний. Практически все кинофестивали без призового фонда. Документальные фильмы вообще не финансируются. Документальное кино обслуживает телевидение: каналы заказывают продукцию, режиссеры для них снимают.
Но есть проблема разграничения, что является документальным фильмом, а что — телевизионным. Разница в том, что во втором случае у канала есть требования, которые режиссер должен соблюдать в работе, а в первом — режиссура независима, никто условия не диктует, но тут приходится тратить свои деньги. То есть можно сказать, что снимать документальное кино в России — это хобби для всех.
– Видимо, поэтому вы все сами делаете — и сценарий, и музыку пишете, снимаете, монтируете?
– Да, отсутствие финансирования — первая причина, а вторая — качество намного лучше, если сам контролируешь процесс. Но последние два моих фильма я снимал с двумя приглашенными операторами. Как это ни странно, людей, которые хотят снимать бесплатно, очень много. Потому что, во-первых, это практика, во-вторых, позволяет сделать хорошее портфолио.
Безбюджетное кино занимает свою нишу. Люди все равно будут стремиться снимать кино, даже если оно не приносит денег, а наоборот — убытки. Некоторые сознательно отказываются от госфинансирования.
– Как вы попали в кинематограф?
– Работая на магнитогорском телевидении журналистом, решил освоить профессию режиссера телевизионных программ. Окончил Челябинскую академию культуры и искусств, моей дипломной работой был первый документальный фильм «Вода» о слепом чемпионе мира по плаванию Рустаме Нурмухаметове. Потом фильм отправил на IV Международный фестиваль спортивного кино и телевидения в Якутске, где из 150 фильмов из 27 стран мира, к показу было отобрано только 30 лент, в том числе и моя. Фильм занял II место в номинации «Преодоление». После этого я стал дальше снимать документальные фильмы. К слову, «Вода» и «Сергей Александров» — это часть трилогии. Третий фильм я планирую снять через пару лет.
– Ваш герой довольно откровенен в фильме. При съемках интервью вы прибегали к каким-то постановочным моментам?
– Если в документальном кино заставить героя говорить на камеру то, что надо, то это будет вранье, зритель сразу почувствует фальшь. Мне повезло, что мой герой сам по себе довольно открытый, общительный человек. Хотя не скрою, что лишь к концу съемок спустя полгода он полностью раскрепостился и рассказывал мне о своей личной жизни уже более подробно. Героев таких фильмов можно понять, ведь незнакомому человеку сложно довериться.
Нужно снимать что-то полезное, чтобы человек, посмотрев мой фильм, не зря потратил время. Мои герои вдохновляют других.
Хотя я не исключаю того, что зритель ничего не поймет, посмотрев мое творение. Но у меня есть и другая цель — помочь своему герою. Сергей, инвалид I группы, много работает летом, чтобы потратить деньги на сборы зимой. И я надеюсь, что своим фильмом добьюсь, чтобы его заметили, помогли с финансированием.
Режиссер Евгений Иванников и герой его фильма параспортсмен Сергей Александров. Фото из личного архива.
– Чему вас научили ваши герои?
– Тому, что страшно умереть, так и не успев ничего сделать, надо действовать сейчас. Сергей и Рустам, из-за того, что были на грани жизни и смерти, говорят, что надо жить так, как будто завтра умрешь. Если бы все жили с этим ощущением, люди становились бы лучше. Они занимались бы тем, чем хотят, а не откладывали это на потом. Если у человека мысли о смерти нет, то он впадает в гедонизм, получает удовольствия от жизни, думая, что через год-два он возьмется за реализацию своей мечты. А времени не так уж и много.
– Над чем сейчас работаете?
– Впервые решил взяться за два документальных фильма о знаменитых людях, которых уже нет с нами. О таких героях сложнее снимать, потому что, как правило, о них много чего снято и зацепить зрителя таким персонажем тяжело. Приходится прибегать к постановочной части. Для первого фильма я запускаю кастинг в Петербурге, он посвящен поэтессе Ольге Берггольц. В прошлом году были рассекречены ее дневники о блокадном Ленинграде. Запрещены они были, потому что в них идет речь о другой блокаде. Она говорит о том, что люди в большинстве своем погибли из-за неправильной организации чиновниками продовольственного снабжения. Это будет такой противоречивый фильм. С одной стороны о героизме блокадного Ленинграда, а с другой — об ошибках советского правительства.
Второй фильм я снимал четыре года. Это мой первый полнометражный документальный фильм длительностью более 50 минут о строительстве Магнитогорска иностранным архитектором. Премьера состоится летом в родном городе и в Петербурге. Планирую выйти с ним в международный прокат. Что интересно, в отличие от наших каналов, иностранцам интересно российское кино. Но как я уже говорил, документальные фильмы все же покупают российские каналы, только не федеральные, а кабельные, которым нужно заполнять эфир.
– А может телеканалы вам, режиссерам-документалистам, и не нужны? Ведь говорят, что будущее за электронными СМИ.
– Вообще-то кабельный канал как временный буфер. Ведь в любом случае фильм появляется в Интернете. Мой знакомый, который тоже тратит немалые личные средства на фильмы, решил организовать интернет-кинотеатр.
– Можно ли открыть киностудию в Магнитогорске?
– Несколько лет назад я считал, что нет. А сейчас я думаю, что это возможно, но при одном условии: если это будет документальное кино. Потому что все известные киностудии начинали как раз с него. И эти фильмы, мне кажется, будут интересны зрителю.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости