Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Ползут щупальца империи

Режиссер Игорь Гончаров снимает монументальную киноэпопею «Гидра» а) в Магнитогорске, б) с местными актерами, в) с нулевым бюджетом / Архив И.Гончарова
Магнитогорец снял фильм про казачку Акулину, угнанную с Южного Урала в Хиву залетными киргизами, и других обитателей Российского государства
Ренарт Фасхутдинов
27 октября, 2014 11:32
13 мин
В Магнитогорске заканчиваются съемки полнометражного исторического фильма «Гидра», действие которого охватывает эпоху от Ивана Грозного до наших дней. Режиссер — магнитогорец, актеры работают в городском драмтеатре имени Пушкина. О том, как можно снять масштабную картину в провинциальном городе с нулевым бюджетом, рассказал «Русской планете» ее автор Игорь Гончаров.
Запретная сторона Урала
Во дворе деревенского дома казак средних лет колет дрова, потом складывает их в поленницу, теребит лошадь, поправляет забор, поднимает лежащее не на месте бревно, смотрит в небо. Идет снег. Закадровый голос озвучивает его мысли: «Когда я слушал эту женщину, у которой по глубоким морщинам струились слезы, было трудно поверить, что это слезы благодарности и умиленья. Передо мной сидела не рассказчица, а благодарная и молящаяся женщина с умиленною душою и сокрушенным сердцем. Ее тихая, плавная речь не щемила душу, не содрогала нервы, не озлобляла против ее притеснителей, а как бы подсказывала каждому “прости их, Господи, не ведают, что творят”».
Мужчина открывает дверь и, занося поленья в дом, случайно сносит с косяка подвешенную подкову.
– Никак на счастье, Акулина Григорьевна? — говорит он.
Звучит щелчок мышки, и видео останавливается.
– Смотрите, вы заходите с мороза, поэтому голос у вас должен быть более светлый, прозрачный. Давайте еще раз попробуем, — предлагает режиссер Игорь Гончаров.
На экране ноутбука в очередной раз прокручивается отснятая сцена: в избу входит казак с охапкой дров и сбивает с косяка подкову.
– Никак на счастье, Акулина Григорьевна? — с паузой, выдержанной посередине, произносит в микрофон актер Магнитогорского драматического театра Владимир Богданов.
– Все-таки еще раз, — качает головой режиссер. — Вот здесь у вас идет движение, вы наклоняетесь. И эта динамика должна чувствоваться.
Сцена запускается снова, и актер терпеливо приникает к микрофону.
Фильм, над которым идет работа, условно называется «Гидра». Действие разворачивается сразу в нескольких временных пластах. Есть современная линия, связанная с учительницей казачьих классов Анной, которая периодически окунается в далекое прошлое, касаясь предметов из музея. Есть экскурсы в эпоху Ивана Грозного, сцены Пугачевского бунта.
Но в центре внимания — история молодой казачки Акулины, похищенной кочевниками из местной станицы и угнанной на юг, в Хивинское ханство. История вполне реальная — жена казака Степанова, жившего в Березовском поселке Орского уезда Таналыцкой станицы, действительно была в 1835 году угнана в Хиву отрядом залетных киргизов (как тогда называли все степные племена Средней Азии). Спустя пять лет пленники были отпущены ханом по требованию русского правительства, подкрепленным посылкой войск в Оренбург. О своих тяжелых испытаниях Акулина, дожившая до глубокой старости, рассказала в конце XIX века войсковому старшине Оренбургского казачьего войска Никандру Бухарину. Записки Бухарина под названием «Хивинка» и легли в основу сценария новой картины магнитогорского режиссера.
– Когда это читаешь в архивных источниках, даже не веришь, — говорит Игорь Гончаров. — Ведь такое случалось сплошь и рядом, в плен регулярно уводили наших женщин, детей. А мужья не могли ничего поделать, потому что был указ о запрете переходить на ту сторону Урала. И вот они стояли на берегу реки и смотрели, как киргизы уводят в степь их родных. И не могли ни выстрелить туда, ни преследовать. Правительство тогда опасалось войны с Хивой. Проблема решилась только в конце века, когда ханство разгромили и присоединили к Российской империи. Нам вот такие подробности в школах не рассказывают, но мы ведь живем в этих самых местах, все это здесь и происходило. И когда ты осознаешь, что здесь такое творилось, а мы не в курсе, то через тебя проходит ток, что-то пронизывает, случается замыкание. И ты понимаешь — надо это вытащить и показать.
Все начинается с Грозного
Предыдущий фильм Гончарова тоже относится к разряду «вытащить и показать». Тогда его всколыхнули протоколы допросов магнитогорского поэта Бориса Ручьева, репрессированного в 1937 году по обвинению в «контрреволюционном преступлении».
И тоже возникло ощущение, что в городе многого не знают о своем классике, несмотря на регулярно проходящие мероприятия в его честь.
– Потрясают-то не сами протоколы, а то, что это все не выходит наружу, — объясняет режиссер. — При том, что устраиваются дни памяти, улицы называются его именем, школы, библиотеки. Вот эта какая-то безграничная внутренняя показушность, фальшь, которую обязательно нужно преодолеть. Потому что она потихоньку переносится на отношение ко всему. И когда видишь, что все пропитано этой фальшью, это просто убивает, заставляет разочаровываться вплоть до того, что не хочется жить. Человека нужно окунуть в этот бульон безразличия, в котором он пребывает, показать, как поверхностны все наши действия. Хочется пнуть, уколоть. Понятно, что нас всех засасывает эта трясина, но временами появляется какой-то предлог — материалы, протоколы допроса, которые ты считаешь, что должен вытащить на свет и встряхнуть ими людей.
Картина «Дело № 4917», которую режиссер снял в прошлом году, документальная. Нынешняя работа изначально тоже задумывалась как документальная — повествование о записках Никандра Бухарина с авторскими комментариями и небольшими игровыми сценками, иллюстрирующими особенно яркие эпизоды. Разыгрывать эти сценки Гончаров позвал актеров из Магнитогорского драматического театра. Роль самого Бухарина исполнял Владимир Богданов, Акулину играла Мария Маврина. Но по мере съемок обнаружилось, что художественная часть стала приобретать все больший вес. Более того, оказалось, что актеры готовы не только к камерным, но и к масштабным, динамичным сценам — на природе, с массовкой, с лошадьми. И тогда замысел стал расширяться.
– Планка поднялась. Часть документальной составляющей мы стали отбрасывать. Если бы я изначально знал, что это игровой фильм будет, то по-другому бы все скомпоновал, теперь уже не изменить. Получился некий эксперимент. Но все равно структура фильма сохранила документальную поступь — там много закадровых размышлений. Да и сама идея картины более сложная, чем просто отдельно взятая судьба каких-то людей, — говорит Гончаров. — Там есть история личная. Над ней общая история этих мест в те времена. Над этим история расширения империи на восток. Над расширением империи тема некой безысходности, судьбы, рока. Начиная от самой империи до отдельных людей, мы все делаем то, что нам положено, исполняем какую-то сверхзадачу, при этом свято веря, что каждый делает то, что он хочет. Рост империи начинается с Ивана Грозного, поэтому мы включили в фильм и его. Самое странное, что он тоже действует как зомби, это нечто вложенное, это зуд не проходящий — царь не царь, если он не прирастит земель.
Заинтересованно листаю сценарий и почти в самом начале нахожу эпизод с монархом:
«Гроза. Окно. Силуэт Ивана Грозного. Он поджигает другой свечей из подсвечника свечу на столе, ставит ее рядом. Рука, ставящая подсвечник на стол. Царь упирается руками в карту. Мы видим царя со спины, видим его напряженный профиль. Из Москвы, как становится ясно зрителю, ползут щупальца империи и, переползая через границы Руси, двигаются на восток. Щупальца извиваются, точно голодные до новых земель. Царь снова опускается до уровня столешницы и щурится, сдвигаясь то вправо, то влево, как бы направляя те линии, что ползут из Москвы в даль столетий…
Смена плана. За окном гроза, на ее фоне силуэт Ивана Грозного, стоящего на коленях перед столом истории. Время от времени вид неспокойной свечи и царя, недоверчиво посматривающего на нее.
Музыка: саундтрек — тема «пространства».
Закадровый текст:
«Не то чтобы царь был падок до собольих шкур, душа его не о том тосковала. Не давала царю покоя даль неведомая, глушь восточная. Чуял он с востока опьяняющий ветерок, тот самый, что во все времена кружил венценосные головы. «Нет, не для потехи и праздности окаянной меня Отец Небесный над землею русской царем поставил», — размышлял царь в одиночестве, после чего присоединил он к Руси Сибирь, и немного успокоился. И с той поры тоске царской были подвержены все государи, что над Русью вставали и тянули они линию пограничную вплоть до самого Тихого океана, а те люди, что вдоль линии в крепостях селились, называться стали линейными казаками».
В конце сцены — звук грома».
К фильму, конечно, можно придираться и даже ерничать («царь размышлял… после чего присоединил он к Руси Сибирь, и немного успокоился» и другое), но нельзя не проявить уважения к режиссеру, который решился на этот проект. Тем более что легкой, конъюнктурной славы Игорь Гончаров не ищет. На вопрос о параллелях с современностью автор реагирует так:
– А можно нецензурно ответить? Ну ладно, скажу так, чтобы можно было напечатать. Вот уж на что плевать, так это на то, что скажут критики или блогеры. Если это, конечно, не касается художественной ценности. Люди, которые видят в большом только намеки на политику, неинтересны сами по себе. А уж их мнение неинтересно тем более. Если человеку предлагается весь мир, а он из этого мира выбрал только соринку какую-то и с ней ходит, остается пожалеть его.
Реализация — десять процентов
С актерами драмтеатра сотрудничать было легко. Они дисциплинированно приходили на съемки к назначенному времени, делали столько дублей, сколько потребуется, доводили до ума озвучку. И все это — совершенно бесплатно, на голом энтузиазме. Точно так же — бесплатно — удавалось добыть исторические костюмы и декорации. Навстречу шли краеведческие музеи и культурные учреждения, стоило только сказать волшебную фразу: фильм будет сниматься об истории этих мест. Если не получалось исполнить задуманное в Магнитогорске, помогал Челябинск. К работе режиссер привлек родственников, друзей и знакомых, совершенно случайные люди исполняли роли в массовке — просто так, ради интереса. Но эти преимущества стали и недостатками.
– С людьми была самая большая сложность, — вспоминает режиссер. — Собрать, заинтересовать их, причем настолько, чтобы они в ущерб своим домашним делам, планам, пришли в нужное время, в нужный час, и сыграли. Коэффициент реализации — процентов десять. Если тебе сто человек говорят, что придут, то придет десять. И нужно это сразу закладывать, иметь какие-то подстраховочные варианты. Людей хватает очень ненадолго. Сначала это вызывает интерес, пока кино, как некое явление, стоит от них в стороне и кажется чем-то загадочным. Но уже первый раз столкнувшись с этой кухней, они понимают, что это обычная работа, достаточно сложная, да еще и неоплачиваемая. Больше одного раза собрать их фактически невозможно. Исходишь из того, что это первый и последний дубль для этой сцены. А это означает невозможность что-то улучшить, какие-то недочеты исправить.
Тем не менее, фильм уже практически готов. Идет работа по его сведению и озвучке. К Новому году картина будет представлена магнитогорскому зрителю. Скорее всего, просмотр пройдет в кинотеатре «Партнер». Если все будет удачно и не возникнет вопросов к качеству продукта, то «Гидра» поедет на Московский кинофестиваль. Сейчас у нее в активе уже есть приз за лучший сценарий на Челябинском фестивале «Южный Урал, я люблю тебя» — туда была отправлена короткометражка, сделанная на основе одной из сюжетных линий. Если фильм придется по вкусу и столичным критикам, то будет шанс пустить его в прокат.
А пока съемочная команда оттачивает последние штрихи. На экране ноутбука вновь и вновь прокручиваются проблемные сцены, и режиссер ловит нюансы актерских голосов.
– Вот здесь, где она опускается на колени, надо произнести с напряжением, вы ее отталкиваете, и слова идут с таким давлением.
– Понятно. Сейчас…
Щелкает мышка. На видео Акулина обнимает ноги старшины.
– Да ты чего это, Акулина Григорьевна, да побойся ты бога-то, — взволнованным голосом говорит Владимир Богданов.
– Все, теперь хорошо, — выдыхает режиссер. — Спасибо, Владимир Викторович! Завтра еще часа два с половиной вечером надо будет посидеть.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ