Новости – Общество
Общество
Музей СССР под открытым небом
Магнитогорск. Вид на стадион "Центральный". Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Шеметов
Почему Магнитогорск так и не стал «идеальным городом»
4 сентября, 2015 09:53
10 мин
Студенты Магнитогорского государственного технического университета им. Носова совместно с преподавателями факультета изобразительных искусств и дизайна начали работу по каталогизации достопримечательностей города.
Магнитогорск задумывался не просто как промышленный центр. Это город-мечта, социальный эксперимент, философская концепция. Именно поэтому в его облике так много символического, утверждают краеведы.
– Наш город не был приложением к комбинату, он с момента своего основания значил и для архитекторов, и для первых жителей больше, — рассказывает Мария Лебедева, искусствовед, автор работы «Магнитогорск и концепция идеального города: утопия и реальность», одна из участниц проекта по каталогизации архитектурных памятников. — Магнитогорск — это мечта о новой, социалистической жизни. Красной нитью проходит идея города-сада. Разные архитекторы в разное время пытались реализовать у нас свои замыслы. И ни один — как это и положено по утопическим замыслам и концепции идеального города — не был воплощен в жизнь полностью. В том, как велась застройка, угадываются архитектурные идеи выдающихся теоретиков-утопистов, мечтавших создать идеальный город. Причем, налицо творческая переработка замыслов целой плеяды теоретиков из разных стран и эпох. Даже на уровне проекта наш город уже был интернациональным.
«Идеальный город» — это научный термин, означающий попытки десятков архитекторов, мыслителей и философов создать место, где будут решены все социальные, культурные и бытовые проблемы. История не знает ни одного случая удачной реализации таких проектов.
– Единственный населенный пункт, который строили в четком соответствии с канонами идеального города — это итальянская Пальманова (XVI век. — Примеч. РП.), созданная по плану Винченцо Скамоцци. Попытка оказалась неудачной, если не сказать провальной, так как жить в таком городе просто невозможно. Человеческая натура не терпит строгой регламентации поведения, а именно четкое распределение ролей, внешнее единообразие и стремление воспитать нового человека — главные черты идеального города, — отмечает Мария. — Магнитогорск уникален соединением нескольких трактовок понятия идеи города-сада. При этом он не просто пригоден для жизни, а сформировал особую атмосферу, которую так остро чувствуют те, кто приезжает к нам впервые.
– В марте-апреле 1930 года состоялся всесоюзный конкурс проектов под названием «Магнитогорье». В нем приняли участие 16 работ, но до наших дней дошло лишь восемь. Комиссия отвергла все проекты, а в мае того же года были запрещены любые творческие искания на эту тему, — рассказывает Мария Лебедева. — В решениях проектировщиков уже угадывались черты будущего города. Например, архитектор Сергей Чернышев первым высказал мысль о создании центральной дорожной магистрали под названием проспект Ленина, а также один из первых предложил застраивать правый берег. Большинство проектов предполагало левобережную застройку. Позднее Чернышев выдвинул предложение создать в Магнитогорске Театральную площадь (Площадь Победы. — Примеч. РП.). Предполагалось, что площадь эта будет вдвое больше московской Красной площади, но задумку реализовать не удалось.
Архитектор Николай Ладовский предлагал построить город в форме изогнутой линии. Также «парабола Ладовского» была главной изюминкой его плана переустройства Москвы. Если бы к нему в обоих случаях прислушались, Магнитогорск был бы похож не на Санкт-Петербург — не зря их традиционно сравнивают — а на Москву.
Немецкий архитектор Эрнст Май озвучил идею так называемой «строчной» застройки. Она позволяла ставить дома параллельно друг другу в заданной последовательности без учета рельефа, зато с учетом движения солнца по небу. Расстояние между домами должно было рассчитываться таким образом, чтобы тень от соседнего дома не перекрывала солнечный свет дому напротив. Май еще в 30-е годы начал реализовывать свои идеи на практике в Магнитогорске. Квартал № 1 — его творение. Расстояния между домами там огромны, а дома ориентированы строго с севера на юг — эти особенности обеспечивают беспрепятственное проникновение солнечного света в окна жилых домов. Сами дворовые площадки были оборудованы фонтанами и парковыми вставками. По замыслу архитектора на одной лестничной клетке могла находиться одна квартира, что должно было исключить конфликты между соседями.
Памятник первым строителям в Магнитогорске. Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости
Памятник первым строителям в Магнитогорске. Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости
Изящные дома на Ленинградской построены под влиянием еще одного немецкого архитектора — Бруно Таута. Ленинградские архитекторы Оль, Левинсон и Симонов увлекались творчеством зарубежных архитекторов, вот и стилизовали архитектуру кварталов 13 и 14а под них. Кстати, именно Таут построил в Германии целый раскрашенный поселок. Спустя десятилетия, в «цветных» домах современных новостроек можно также угадать его влияние.
Еще до принятия официального решения о строительстве города и объявления конкурса проектов уже существовал рабочий поселок, сейчас именуемый Березками. В нем жили приглашенные иностранные инженеры, помогающие строить комбинат. Поселок проектировали и строили по европейским стандартам: крепкие частные дома со всеми удобствами, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Краеведы не исключают, что опыт проектирования Березок тоже мог учитываться при строительстве города.
– Стать основным мог любой проект, любая концепция, и тогда мы бы сейчас жили в совершенно другом Магнитогорске. Он был бы ближе к параметрам «идеального города», но вряд ли был бы пригодным для жизни, — замечает исследователь. — С другой стороны, архитекторы ставили перед собой действительно амбициозные цели: создать новый тип бытовых взаимоотношений, переустроить общество, перевоспитать человека.
Вместе с Марией Лебедевой «Русская планета» вспомнила историю памятников Магнитогорска — известных, и не очень.
«Тыл — фронту»
Один из первых памятников советского скульптора Льва Головницкого, выпускника худграфа Магнитогорского пединститута, и часть триптиха, наряду с монументами «Родина-Мать» в Волгограде и «Воин-Освободитель» в Берлине.
Отличительные особенности стиля Головницкого: монументальность, большие размеры, крупные формы.
На рубахе рабочего, который передает меч воину, можно разглядеть русские национальные узоры, а в покрое самой рубахи легко угадывается косоворотка. Скульптора за подобную детализацию многие критиковали. Тем не менее, специалисты считают, что таким образом он передал связь рабочего с простым русским народом, который и совершил в войну трудовой подвиг.
«Металлург»
Первое название — «Рабочий». Сейчас находится на Привокзальной площади. Мало кто знает, что изначально скульптура Алексея Зеленского была частью композиции «Рабочий и колхозница» и выставлялась на всемирной выставке в Брюсселе, на выставке «Достижения СССР в области науки и техники» в Нью-Йорке, в 1963 году — на ВДНХ в Москве. Лишь в 1967 году Союз художников СССР подарил скульптуру Магнитогорскому меткомбинату в честь 50-летия советской власти. И лишь спустя еще три года монумент был передан городу и установлен на том месте, где находится сейчас.
«Первая палатка»
Полное название «Палатка первостроителей Магнитки». На скульптурной композиции высечены слова из стихотворения магнитогорского поэта Бориса Ручьева:
Мы жили в палатке с зеленым оконцем,
Промытой дождями, просушенной солнцем,
Да жгли у дверей золотые костры
На рыжих каменьях Магнитной горы.
Промытой дождями, просушенной солнцем,
Да жгли у дверей золотые костры
На рыжих каменьях Магнитной горы.
Примечательно, что некоторые исследователи не склонны считать «Палатку» символом поры рождения города, аргументируя это исторической неточностью. Дело в том, что в палатках жили далеко не все первостроители. Наиболее ценные приглашенные инженеры жили в добротных домах, остальные — в бараках и землянках. По-настоящему жили в палатках — в том числе зимой — заключенные, которых специально привезли на стройку.
Памятник пленным немцам
Об этой достопримечательности не знает даже большинство коренных магнитогорцев. Небольшой монумент, больше напоминающий надгробие, установлен за железнодорожной линией, недалеко от СНТ «Машиностроитель». Его установили потомки тех самых пленных немцев, кто погиб при строительстве Магнитки в послевоенные годы.
Памятник Ленину
Возле Казачьей переправы, на левом берегу в отдалении от города раньше находился первый в Магнитке памятник Ленину. Его установка — отдельная история.
Когда строили в этом месте плотину, приглашали американскую компанию. Американцы работу выполнили, но некачественно, и во время осенних дождей плотину прорвало. Пришлось срочно, героическими усилиями, ценой человеческих жертв снова возводить ее, но уже в ноябре, в ледяной воде, после первых заморозков. По окончании строительства среди самих строителей нашелся умелец, который создал бюст Ленина. Его и установили возле плотины в честь ее возведения и в память о погибших. До наших дней памятник не сохранился. Теперь там стоит только усеченная пирамида с надписью: «Здесь был первый памятник Ленину в Магнитке».
– В «идеальном городе» памятников быть не должно, так как сам город — вечен и ему не нужны напоминания о прошлом. К тому же «идеальный город» — лишь набор умозаключений, и в реальности построить таковой невозможно. Магнитогорск же хотя и задумывался, как город-мечта, является живым, растущим, существующим здесь и сейчас. Те, кто пытался воплотить утопию в жизнь, создали город-музей, по которому можно проследить всю историю советской архитектуры, просто переходя из одного района в другой. Он не идеален с точки зрения некоторых философов, но любим теми, кто интересуется его жизнью, — заключила Мария Лебедева.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости